Просторечие

Просторечием называют наддиалектную (т.е. общепонятную, не связанную с какими-либо территориальными или социальными ограничениями) часть национального языка, которая противопоставлена литературному языку как некодифицированная, анормативная. В то же время просторечная форма языка находится с литературным языком в гораздо более тесной связи, нежели диалекты или разного рода жаргоны, поскольку являет собой также вариант общенародного языка, только усвоенного вне всякой нормы или правил. Можно сказать, что просторечие – «сниженный» национальный язык.

По преимуществу просторечная форма языка свойственна малообразованным представителям городского населения. Хотя ни профессиональная, ни социальная, ни возрастная принадлежность носителя языка не определяют однозначно его языковых характеристик.

Просторечие противопоставлено литературному языку практически на всех уровнях:

— на уровне фонетическом; здесь речь, конечно, не идет о каком-то в корне отличном от литературного произношении звуков, скорее о ненормативном звуковом облике слов: [ишшо] вм. ‘ещё’, [любоф] вм. ‘любовь’, [исть] вм. ‘есть’  в зн. ‘принимать пищу’. Ну и конечно просторечие «славится» нарушением акцентологических норм (норм постановки ударения): знаменитые нАчать, прИнять и углУбить М. С. Горбачёва – ярчайший тому пример.

— на уровне лексическом; просторечная лексика имеет разное происхождение: харчи, портки, шибко, беспонтовый и т.д., и т.п.

— на уровне морфологическом; как пример, просторечные формы склонения: местов, делов; формы глагола: ехай, ездию, хотишь, пекешь; местоимения: ихний, евоный и т.п.

— на уровне синтаксическом; как пример, употребление предлога с вместо из: пришел с магазина и пр.

Пути формирования просторечия также весьма различны.

Во-первых, это результат попытки усвоения литературного языка малообразованными слоями общества. Значительная часть просторечных форм представляет собой искаженные слова литературного языка: лисапед, колидор, почтамп, обутка.

Во-вторых, просторечие формируется в результате привнесения диалектных особенностей своей местности в иную языковую среду. Таковы сибирское чё, южнорусское (пришедшее из украинского языка) шо; гуторить, серчать и пр.

В-третьих, таковы специфические, возникшие именно в среде носителей просторечия формы: бухать, понты, хавчик, брателло.

В-четвертых, к просторечию относят придание словам литературного языка иного смысла: кудахтать в значении «эмоционально говорить» (причем применительно только к женской речи); загибать – в значении «привирать, фантазировать»; штука – «тысяча денежных единиц».

Этот список, естественно, не полон. В специальной литературе описаны и другие пути формирования просторечия; найти ее при желании не составит труда.

Просторечные формы в первую очередь связаны с устной речью, хотя, конечно, ей не ограничены. Употребление просторечия в художественной литературе порой совершенно необходимо для создания достоверного речевого образа персонажа. Помнится, Солженицына упрекали за то, что у него в повести «Один день Ивана Денисовича» «зеки говорят, как профессора».
Также просторечие широко распространено в переписке его носителей. Да в принципе любой жанр словесности для создания необходимого эмоционального эффекта может включать просторечные слова и выражения.

В устной речи просторечие также не ограничено сферой бытовой коммуникации. Примеры, ставшие уже классическими, тому свидетельством:

В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжёлые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!

Н. С. Хрущев в споре с Р. Никсоном

И еще..

Нельзя не упомянуть о том, что известных «вершин» просторечный язык – в частности русский – достиг в сфере ругательств. Брань – есть совершенно особый класс речевых актов, и разброс «степени допустимости» в этой области велик, как ни в какой другой: от фактически дружеских, подбадривающих идиом до табуированных обсценных выражений. Этой темы мы еще коснемся, но не столько по причине ее скандальной популярности, а прежде всего потому, что обсценный пласт русской лексики обладает уникальным коммуникативным потенциалом.

Подводя итог сказанному… Просторечие для профессионального оратора такой же необходимый инструмент, как и литературный язык. Только профессионал им пользуется осознанно, прекрасно понимая, с какой целью он это делает и какого эффекта он хочет достичь.






Комментарии

Имя (required)

Email (required)

Сайт

Что Вы по этому поводу думаете?

*

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>